Домой
Статьи Демонстрационный экзамен и системы оценки профессиональных умений и знаний

Демонстрационный экзамен и системы оценки профессиональных умений и знаний

 Острота темы профессиональных квалификаций очевидна сейчас для всех. Безработица, невостребованность большого количества людей трудоспособного возраста, в том числе молодежи, с одной стороны и безуспешный поиск предприятиями работников соответствующей квалификации с другой. Государство разделяет эту озабоченность.  Активные усилия по решению проблемы повышения эффективности подготовки и распределения трудовых ресурсов консолидировано предпринимаются со стороны сферы труда и сферы образования.

Среди шагов, которые сделаны в этом направлении можно назвать разработку Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям (ТОП-50) под эгидой Министерства образования и науки РФ в соответствии с Комплексом мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, утвержденных 3 марта 2015 г. № 349-р.

Данные образовательные стандарты создавались в процессе тщательного изучения отраслевых тенденций, актуальных профессиональных компетенций, нахождения консенсуса точек зрения образования и бизнеса. Работа организовывалась Федеральными учебно-методическими объединениями в тесном сотрудничестве с представителями отраслей, советами по профессиональным квалификациям. Привлекались эксперты федерального уровня, регионального уровня, эксперты движения Молодые профессионалы (Ворлдскиллз Россия), опытные преподаватели из профессиональных образовательных организаций, которые детально представляют специфику освоения профессии. Впервые были взвешено проработаны общие компетенции, так называемые «софт-скиллз», которые отвечают за высокую адаптируемость и производительность.

 Помимо ряда новшеств, которые были введены в макет ФГОС СПО по ТОП-50 и оказали влияние на весь организационный процесс реализации образовательных программ, представлен не применявшийся ранее вид процедуры государственной итоговой аттестации (ГИА) – демонстрационный экзамен.

В данный момент наиболее важная задача определить, как организовать наиболее продуктивным и действенным образом процедуры ГИА в системе профессионального образования.

Сейчас действующим документом по организации ГИА является «Порядок проведения государственной итоговой аттестации», утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968, который определяет формы проведения государственной итоговой аттестации, к которым относятся:

– защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа (дипломный проект);

– государственный экзамен.

ФГОС СПО по ТОП-50 конкретизирует данные позиции. По программам специальностей новый вид экзаменационных процедур - демонстрационный экзамен - включается в выпускную квалификационную работу или проводится в виде государственного экзамена. Для выпускников образовательных программ по профессиям защита выпускной квалификационной работы проводится в виде демонстрационного экзамена. При проектировании нового макета образовательного стандарта предполагалось, что демонстрационный экзамен будет направлен на моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности в течение определенного времени на экзамене. Сейчас необходимо уточнить требования к демонстрационному экзамену, дать четкие рекомендации по методике его проведения.

Поручение Президента Правительству Российской Федерации от 29 декабря 2016 года № Пр-2582 по итогам встречи с членами национальной сборной Ворлдскиллс Россия по профессиональному мастерству, поставило новые условия внедрения ФГОС по Топ-50. Задача формулируется следующим образом:

а) обеспечить привлечение союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» к разработке новых и доработке действующих профессиональных стандартов и ФГОС среднего профессионального образования с учётом стандартов «Ворлдскиллс»;

б) внедрить демонстрационный экзамен по стандартам «Ворлдскиллс Россия» в качестве государственной итоговой аттестации по образовательным программам СПО, предусмотрев в том числе, что результаты демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс Россия» и участия в чемпионатах по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» приравниваются к результатам государственной итоговой аттестации, а также внесение соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации (совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и при участии союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)»).

Международное движение WorldSkills International, годом основания которого принято считать 1953 год, подхватившее инициативу Испании проводить конкурсы по профессионально-технической подготовке для поднятия популярности рабочих профессий, официально представлено в Российской Федерации Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Учредителями Союза выступили Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) является оператором конкурсов профессионального мастерства на территории России.

Международный конкурсное движение обладает бесценным опытом и харизмой, предлагает реальные практики оценки выполнения конкурсных заданий, которые базируются на профессиональных умениях и знаниях.

Однако, анализируя возможности развития сценария демонстрационного экзамена, нелишне было бы рассмотреть и прочие, сложившиеся к данному моменту системы оценки профессиональных знаний и умений. Предположим, что традиционный подход к реализации итоговых процедур в системе СПО, независимая оценка квалификаций на основании профессиональных стандартов, методики Ворлдскиллс и некоторые подходы системы сертификации персонала было бы обоснованно использовать при разработке процедур демонстрационного экзамена.

Первое, что следует рассмотреть – это объект оценивания. Государственная итоговая аттестация по программам СПО должна зафиксировать достижение запланированных результатов образовательной программы в виде освоения профессиональных и общих компетенций через процедуры, связанные с выполнением практических задач по основными видами деятельности. Положительный результат аттестации подтверждает, что образовательная программа освоена студентом успешно.

В соревнованиях по методике Ворлдскиллс, которые предлагаются для применения в процедурах ГИА, задания базируются на техническом описании компетенции. В этом случае «компетенция» - это номинация в конкурсе. Такая компетенция -  отдельные задачи квазипрофессиональной деятельности, позволяющий зрелищно представить определенный вид работ в условиях соревнований. Основная нестыковка – описание профессиональных задач в образовательном стандарте по профессии (специальности) и техническом описании компетенции коррелируют в небольшом проценте случаев. Кроме того, если итоговая аттестация по образовательным программам ориентируется на задачи разной сложности для рабочих и специалистов, то компетенции Ворлдскиллс не разделяются по уровням квалификации.

Федеральный закон "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 N 238-ФЗ   обозначил принципы, на которых базируется применение профессиональных стандартов для оценивания соискателей, претендующих на подтверждение определенной квалификации. Процедуры независимой оценки квалификации регулируются рядом подзаконных актов, утвержденных приказами Министерства труда и социального развития РФ.

Профессиональные стандарты, вызывающие массу дискуссий, затрагивающие многие трудовые сферы: регламент должностных обязанностей, вопросы расстановки кадров, тарификации труда – во многом выходят на вопросы подготовки и оценивания работников. История развития темы профессиональных стандартов в нашей стране длится уже не одно десятилетие. Они задумывались как инструмент, позволяющий вплотную подойти к сопряжению с международной системой оценки трудовых ресурсов (рамка квалификации), обновить национальные классификаторы профессий и должностей и привлечь к вопросу описания трудовых функций самих заказчиков кадров.

Впервые термин «профессиональные стандарты» прозвучал в «Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996 - 2000 годов», представлявшем собой приложение к Постановлению Правительства РФ №222, подписанное 26 февраля 1997 года Виктором Черномырдиным, где среди мероприятий в области усиления механизмов государственного воздействия на структуру и качество кадров называлось введение государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создание системы сертификации и аттестации работников.

7 мая 2012 года издан Указ Президента Российской Федерации №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». В этом документе определялись в качестве задач: внесение в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Рядом изменений нормативной базы понятие «профессиональные стандарты» было введено в правовое поле. Термин был включён в «Закон об образовании в РФ» ФЗ №273 от 29.12.2012 г. (статьи 11, 51, 52, 73, 74, 76, 96), и в Трудовой кодекс РФ (ФЗ № 236-ФЗ от 03.12.2012 «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании») включается статья 195.1. «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта». 

Далее были приняты ряд документов, которые регулируют до настоящего момента разработку и применение профессиональных стандартов. Кроме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации к работе привлечены АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Национальное агентство развития квалификаций (НАРК), НИУ Высшая школа экономики. В апреле 2014 года создан Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (НСПК). Растет число Советов по профессиональным квалификациям  –   на июнь 2017 года зарегистрировано 28 СПК.

Профессиональные стандарты являются выражением представления отраслей о квалификационной структуре и трудовых функциях, лежащих в основе производственных процессов. Несмотря на то, что профессиональные стандарты очень разные по качеству, это действующие и развивающиеся документы. Советы по профессиональным квалификациям перерабатывают созданные ранее профстандарты, когда их содержание начинает мешать работать с ними или возникает понимание необходимости пересмотра требований к трудовым функциям.

В соответствии с ФЗ-№122 от 02.05.2015 Федеральные государственные образовательные стандарты должны регулярно соотносится с позициями профессиональных стандартов и подвергаться актуализации при их изменении и появлении новых профессиональных стандартов. Советы по профессиональным квалификациям, взаимодействуя с федеральными учебно-методическими объединениями, принимают участие в согласовании этих изменений и экспертизе ФГОС и примерных основных образовательных программ. Исходя их этого можно констатировать, что актуальность требований к результатам освоения образовательной программы, т.е. общие и профессиональные компетенции согласованы с работодателями.

При этом ФГОС, как правило, соотносится не с одним, а с рядом профессиональных стандартов, соответственно реализуемая программа, может не быть ориентирована на определенную узкую квалификацию, т.к. образовательные задачи не исчерпываются подготовкой обучающегося к работе на единственном рабочем месте. Квалификация в системе независимой оценки - это определенный набор трудовых функций (ТФ) из одного профессионального стандарта. Она выделяется из соображений разделения труда, реальной востребованности в её «сертификации». Квалификации, которые выделяются советами по профессиональным квалификациям не тождественны комплексу профессиональных и общих компетенций, освоение которых демонстрируется выпускником на государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования.

Что касается существующих отраслевых системы сертификации персонала, их регулируют, например, такие нормативные документы как Федеральный закон № 514-ФЗ от 31.12.2014 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в части аттестации экспертов в области промышленной безопасности); Приказ Минздрава России от 29 ноября 2012 г. №982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»; Федеральный закон РФ "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ. - Федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Здесь, как правило, успешно пройденная процедура является допуском к профессиональной деятельности и дополняет документ об образовании. Сертификация персонала применяется в атомной энергетике; сфере промышленной безопасности, сварочных технологий, неразрушающего контроля; а также в области финансовых рынков и нотариата; для фармацевтов/провизоров и младшего медицинского персонала; для профессиональных пользователей IT программных продуктов (сертификаты от вендеров). Сертификация персонала в этих сферах направлена на предотвращение значительного ущерба и/или жертв от недостаточной компетентности исполнителя, в том числе, при сложности и высокой стоимости оборудования, эксплуатации опасных объектов.

Аттестация и сертификация персонала основывается на системе российских (ГОСТ) и международных (ISO) стандартов как часть системы, включающей также сертификацию производимой продукции и сертификацию систем менеджмента. Международная ассоциация по сертификации персонала International Personnel Certification (IPC) объединяет ведущие в мире органы по сертификации персонала, которые действуют в рамках многосторонних соглашений о взаимном признании, базирующихся на требованиях международного стандарта ИСО 17024 "Общие требования к органам по сертификации персонала". Независимая оценка квалификации на соответствие профессиональным стандартам и отраслевые системы аттестации/сертификации персонала имеют тенденцию к сращиванию (финрынки, медицинский персонал, оценка соответствия, сварка). Все данные системы (сертификации персонала и независимой оценки на соответствие профессиональным стандартам) описывают добровольные процедуры, которые становятся обязательными, если в отраслевых нормативных документах обозначены требования к квалификации персонала.

Документы, которые выдаются по итогам процедур оценки в разных системах имеют разную область действия. Диплом об образовании является юридическим документом, он действует бессрочно и повсеместно на территории Российской Федерации. Паспорт компетенций Ворлдскиллс (Skills Passport) не имеет юридической силы, но может быть расценен как свидетельство профессиональных достижений. При успешной сдаче профессионального экзамена в центре оценки квалификации соискатель получает свидетельство о квалификации, занесенное в Реестр независимой оценки квалификаций. Это свидетельство действует в течение определенного срока (3-5 лет) на всей территории Российской Федерации. Отраслевые системы сертификации персонала выдают как срочные, так и бессрочные сертификаты.

Если обратится к процедурам оценивания профессиональных умений и знаний, то для Государственной итоговой аттестации по программам СПО должно соблюдаться условие выполнения задач профессиональной деятельности в реальном времени    и соответствие учебному плану (на ГИА по профессии отводится 36 часов и на ГИА специальности ГИА – 216 часов). При этом согласно тексту ФГОС, требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, в том числе к демонстрационному экзамену образовательная организация определяет самостоятельно с учетом ПООП.  

Союз «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллз) предлагает методику проведения демонстрационного экзамена как выполнение одинакового для всех выпускников задания, разработанного на базе заданий финала национального чемпионата по компетенции. Длительность проведения 2-3 дня (до 18 часов рабочего времени).    

Профессиональный экзамен в системе независимой оценки состоит из теоретической и практической части и регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. №1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификации независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» Теоретическая часть экзамена – выполнение тестовых заданий. Практическая часть - выполнение задач профессиональной деятельности в реальном времени в соответствии с трудовыми функциями профессионального стандарта. Практическая часть экзамена может проводиться в виде рассмотрения портфолио. Длительность профессионального экзамена определена до 6 часов.

Немаловажный вопрос кто является экспертом, осуществляющим оценку и какие оценочные средства применяются. Государственная экзаменационная комиссия, проводящая ГИА – это представители образовательных организаций и работодателей, эксперты (не наделяемые специальными полномочиями). Демонстрационный экзамен по методике Ворлдскиллз предусматривает наличие   сертифицированных в системе движения Ворлдскиллз экспертов. При этом оценку участника демонстрационного экзамена проводит, как правило, один эксперт.

Профессиональный экзамен в системе независимой оценки проводит экспертная комиссия в составе не менее трех экспертов. Эксперты комиссии по проведению профессионального экзамена аттестуются Советом по профессиональным квалификациям и включаются в состав комиссии при соответствии требованиям, изложенным в оценочных средствах по определенной квалификации.  Структура комплекта оценочных средств (КОС) утверждена Приказом Минтруда России от 01.11.2016 N 601н "Об утверждении положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификаций" и включает: тестовые задания; практические задания на выполнение трудовых функций или требования к портфолио; критерии оценивания; требования к экспертам; требования к материально-техническому оснащению. Комплекты оценочных средств разрабатываются и утверждаются СПК.

Контрольно-измерительные материалы, разрабатываемые на уровне образовательной организации для процедуры итоговой аттестации по программам СПО, должны быть согласованны с представителями отраслевых работодателей и отвечать задачам проверки достижения запланированных результатов образовательной программы.   Задание для демонстрационного экзамена согласно методике Ворлдскиллс разрабатывается и утверждается внутри организации Союз «Молодые профессионалы» на основе конкурсного задания финала национального чемпионата и включает кроме собственно задания техническую документацию по компетенции (инфраструктурные листы, схемы рабочих мест, техника безопасности).    

Что касается стоимости процедур, то затраты образовательной организации на проведение ГИА не выделяется отдельно, а входят в полную стоимость образовательной услуги по освоению профессиональной образовательной программы. При организации демонстрационного экзамена по методикам Ворлдскиллс расходы на его проведение многократно возрастают, хотя состав расходов примерно совпадает по всех системах оценки:

 – оснащение площадки согласно инфраструктурному листу (оборудование – приобретение и обслуживание, расходные материалы, инструменты);

– обучение экспертов;

– оплата труда, транспортных расходов, проживания и питания внешних экспертов.

Отдельная статья расходов – разработка контрольно-измерительных материалов, но эти расходы впрямую не отнесены на стоимость оценочных процедур.

По результатам рассмотрения различных аспектов систем оценки профессиональных умений и знаний можно предположить, что для организации действенной процедуры демонстрационного экзамена по итогам освоения программ среднего профессионального образования, было бы  исключительно продуктивно использовать опыт и подходы различных систем оценки и по возможности вырабатывать консолидированные подходы, используя опыт экспертов разных систем оценки, поддерживая интересы всех заинтересованных сторон: государства, работодателя и обучающегося. Взаимодействие Федеральных учебно-методических объединений СПО, Союза «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс) и советов по профессиональным квалификациям может здесь стать залогом успеха. 

Обсуждение статьи