Домой
Вопросы и ответы
В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта.
Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.
Разработка учебного плана для ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» Будет ли актуализирована ПООП по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)». Ведь там еще присутствует понятие максимальная нагрузка.

По профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» ФГОС разработан в старом макете, именно поэтому там присутствует понятие  максимальная нагрузка. СПК  не планирует переработку ФГОС и не дал пока согласие на перевод ФГОС в новый формат и введение демонстрационного экзамена.

стандарты 4 поколения получили стандарты 4 поколения по специальностям: 08.02.05., 23.02.04., 38.02.01. Вопрос: когда ждать примерные рабочие программы? Будет ли базисный учебный план? Демонстрационный экзамен стал обязательным - отводится ли в учебном плане время на подготовку и проведение его? Спасибо

Примерные программы находятся в разработке. О сроках выхода запросите в соотвествующих ФУМО. В структуру программы входит примерный учебный план, понятие базисный учебный план в новых ПООП не планируются. Время, отводимое на проведение демонстрационного экзамена и его подгот овку закладывает сама образовательная организация при разработке конкретной программы.

Разработка учебного плана для ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» В связи с разработкой рабочего учебного плана по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» возникли вопросы, на которые прошу дать разъяснения.
1. В структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих ФГОС (таблица №2) в колонке «В том числе часов обязательных учебных занятий» и строке «Итого по обязательной и вариативной частям ППКРС» указано количество часов 678 (учебная нагрузка для ППКРС, рассчитанной на срок обучения 2 года 10 месяца). При этом если суммировать слагаемые данной суммы, то получится число 768*, а не 678 как указано в ФГОС по данной профессии. Можно ли считать это опечаткой?
2. В Таблице 3 того же ФГОС в строке Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура" (При сроке обучения: 2 года 10 месяцев) период «теоретического» обучения указан в объеме 20 недель (т.е.720 часов), что соответствует пунктам ФГОС 7.4. «Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю» и 7.9 «…при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю». Но это идет в разногласие с таблицей 2 ФГОС. 3. Можно ли считать цифры указанные в Таблице 2 опечаткой и руководствоваться этим при проверках Рособрнадзора, ссылаясь на данные таблицы 3. И, исходя из этого, изменить данные таблицы 2 в разделе Профессиональный учебный цикл с 292 на 244, чтобы выйти на общее количество часов 720? *218(Общепрофессиональный учебный цикл)+292 (Профессиональный учебный цикл)+42 (Физическая культура)+216 (Вариативная часть учебных циклов)=768 часов

Уважаемые коллеги! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ в сентябре  2016 года к федеральному государственному образовательному стандарту по сварщику были приняты поправки и в таблицу 2 внесены соотвествующие изменения.

Проверьте актуальной ли версией ФГОС Вы пользуеетесь. В приложенном файле актуальная версия ФГОС по профессии Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки).

Актуальная на февраль 2018 года версия ФГОС по профессии 15.01.05 «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки)»

 

Обсуждение приказа МОН №1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" В пункте 10 приказа говорится о том, что формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО являются защита ВКР и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена.
Означает ли это, что образовательная организация вправе использовать форму ГИА в виде государственного(ых) экзамена(ов) вместо защиты ВКР? Если да, то возможно ли это применить уже в 2017-2018 уч.году?
Спасибо.

Уважаемая Екатерина!

Основным документом, регламентирующим реализацию программ СПО, является ФГОС.

Если во ФГОС есть формулировка разрешающая заменять защиту ВКР(диплома) государственным экзаменом, то такая замена правомочна. Порядок является подзаконным нормативным актом и опирается на ФГОС. Во ФГОС 3 защита ВКР указана как обязательная позиция, а ГЭк вводится на усмотрение образовательной организации

ФГОС по ТОП-50 и актуализированные ФГОС такой возможности не предоставляют. Внимательно прочтите ФГОС в рамках которого вы реализуете программу.

Актуализация ФГОС Подскажите, пожалуйста, можно ли узнать какие ФГОС будут актуализированы к началу 2018/2019 учебного года

Перечень актуализированных нв сегодня ФГОС можно увидеть в разделе актуализация ФГОС. По интересующимс Вас ФГОС дадим более подробную информацию. 

Модуль по рабочей профессии По специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах" в рамках модуля по рабочей профессии мы даем профессиональную подготовку по профессии
16199 Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, но с 1 июля 2015 года ОК 016-94 утратил свою силу. Вопрос на какой нормативный документ можно ссылаться при составлении программы модуля. Профстандарта по этой профессии нет.

Данный документ (ОК  016-94) не отменен, а вышла его новая редакция (последние изменения 2017 годуhttps://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=13565#l95) в которой есть вышеобозначенная профессия, так что можно осваивать данную профессию. ОДНАКО ОБРПАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ, Данный стандарт будет исключен из перечня СПО и подготовка по нему будет закрыта с сентября 2019, то есть набор по ней осуществляться не будет.

Задания демонстрационного экзамена Существуют ли КИМ для проведения демонстрационного экзамена в рамках ГИА при реализации ФГОС по ТОП-50?

На сайте ЦРПО (crpo-mpu.com) НА СТРАНИЦЕ ДЭ в ГИА размещены ссылки на задания для ДЭ для профессии ТОП-50, по которым будет проводится данная процедура. Информация содержит две ссылки на материалы Союза конкурсного движения Молодые профессионалы и материалы ФУМО. Советуем ознакомится с обоими.

Актуализация ФГОС СПО Вышел актуализированный ФГОС СПО по специальности, внесенной в лицензию на осуществление образовательной деятельности. Нужно ли опять лицензировать эту специальность? В каких нормативных документах об этом сказано?

Поскольку наименование ФГОС и номенклатура присваиваемых квалификаций не изменялись, получать новую лицензию на осуществление образовательной деятельности по актуализированным ФГОС ненужно.

Необходимо пересмотреть программу образовательной организации для осуществления набора по данной программе на 2018-2019  учебный год.

Присвоение разрядов по специальностям СПО Уважаемые коллеги!
Обязательно ли должны образовательные организации СПО присваивать разряды по профессиям рабочих в рамках профессиональных модулей по специальностям и указывать их в выдаваемых свидетельствах? Во ФГОС СПО ничего не сказано про присвоение разрядов. Если должны, то кто это должен делать - образовательные организации или работодатель?

Образовательные организации СПО могут присваивать разряды по профессиям рабочих в рамках профессионального модуля по профессии рабочего , должности  служащих в рамках программы по  специальности, в случае наличия лицензии на реализацию программ профессионального обучения и реализации данной программы в рамках осваиваемой программы, образовательная организация в ходе итоговой аттестации по модулю (проводимом в виде квалификационномго экзамена) присваивается квалификация . в свидетельство указывается разряд. При этом участие в оценочных процедурах работодателей обязательна.

Обсуждение приказа МОН № 1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" Должны ли быть внесены изменения(дополнения) в локальные нормативные документы, в частности в Порядок проведения ГИА по программам СПО, если в вузе не реализуются программы по ТОП-50 и в соответствии с ФГОС по реализуемым программам не предусмотрен ДЭ

Если Ваши ФГОС не предусматривают демонстрационный экзамен

(это не профессии/специальности ТОП50 и не актуализированные ФГОС) то Вы в праве не пересматривать Порядок проведения ГИА по программам СПО на текущий учебный год. В дальнейшем поскольку приказ 1138 действует для всей системы, Порядок по ГИА образовательной организации должен быть уточнен как минимум в вопросах состава ГЭК и др.

Актуализация ФГОС Будут ли актуализированы ФГОС по специальностям - 23.02.01, 23.02.03, 23.02.05?

По 23.00.00 укрупненной группе на сегодняшний день в работе находятся ряд профессий СПО и одна специальность 23.02.04. Остальные ФГОС будут актуализироваться только после выхода соотвествующих профессиональных стандартов.

Обсуждение приказа МОН №1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" В пункте, касающемся оценивания- оценка олично ставится за любой уровень участия- отборочные чемпионаты, региональные чемпионаты? На наш взгляд это требует уточнения. Данные вопросы сформировались еще на стадии обсуждения проекта Порядка ГИА специалистами нашего колледжа, мы писали наши предложения.

Оценка "отлично" ставится победителям и призерам, имеющим указанный в порядке статус. Эта формулировка была согласована с Союзом. Если это предварительный этап - то лицо, его прошедшее, не может считаться призёром или победителем чемпионата.     

Рожков Артемий Игоревич

Обсуждение приказа МОН №1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" В пункте 7 говорится о том, что задания ДЭ разрабатываются на основе ПС с учетом оценочных материалов WS (и то и другое при наличии). Непонятно, результаты освоения ФГОС СПО в виде ПК и ОК не оцениваются?Если нет ПС и оценочных материалов по компетенции WS , то ДЭ невозможен? Конкретный пример: специальность 38.02.05 "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров".Мы планируем проведение экзамена в формате ДЭ по заданиям, разработанным с работодателями. На наш взгляд такая форма приемлема, но она за рамками нового порядка ГИА. И из этой фразы следует , что экзамен должен носить характер комбинированный и по ПС и по WS . На наш взгляд здесь должно быть и (или).

Очевидно, что ДЭ возможен и при отсутствии оценочных материалов WS и профстандартов. Обращаю внимание, что ДЭ проводится только, если он предусмотрен ФГОС. Если во ФГОС ДЭ нет, как сейчас по старым ФГОС, то ДЭ не может проводится. По вашему ФГОС 38.02.05 пока актуализация не предусмотрена

/Рожков Артемий Игоревич/

Обсуждение приказа МОН №1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" В пункте 7 говорится о том, что программа, методика оценивания, программа ГИА и т.д. определяются с учетом ПООП СПО. Из этого можно сделать вывод о том, что демонстрационный экзамен как формат ГИА доступен только для тех, кто обучается по ТОП-50, поскольку, кроме ТОП-50 примерные образовательные программы отсутствуют.

Это совсем не так. Если ФГОС предусмотрен демонстрационный экзамен, то программа ГИА разрабатывается с учётом ПООП. Если ПООП нет, то учитывать нечего, соответственно до разработки и размещения в реестре ПООП образовательная организация сама разрабатывает программу ГИА и методику оценки.

(Рожков Артемий Игоревич)

Обсуждение приказа МОН №1138 от 17 ноября 2017 "О внесение изменений в Порядок ГИА по программам СПО" В пункте 5. приказа говорится о том, что ВКР для специалистов среднего звена выполняется в виде дипломной работы и (или) демонстрационного экзамена. Это можно трактовать как необязательность дипломной работы, что противоречит ФГОС СПО.

В новой редакции Порядка зафиксировано, что именно в соответствии с ФГОС определяется в каком именно виде выполняется ВКР. Таким образом, как ВКР урегулирована во ФГОС, в таком виде из указанных возможных вариантов она и определяется. То есть основным документом, регламентирующим деятельность образовательных организаций  является ФГОС. 

(Рожков Артемий Игоревич)

примерная ПООП профессии/ специальности может ли на сайте федерального реестра примерных образовательных программ СПО размещены по одной профессии или специальности несколько ПООП, если может, то образовательная организация может выбрать любую ПООП для разработки своей ОПОП

Несколько программ по одной позиции перечня СПО могут быть размещены в реестре. При наличии нескольких программ образовательная организация самостоятелльно выбирает программу обосновывая выбор требованиями регионального рынка труда.

Внедрение ФГОС по ТОП 50 Следует ли предусматривать самостоятельную работу в пределах 36 часовой недельной нагрузки по общеобразовательным дисциплинам?

Самостоятельная работа по общеобразовательному циклу, в рамках программы СПО на базе 9основного общего образования, может быть не предусмотрена, 

Внедрение ФГОС по ТОП-50 Самостоятельная работа в условиях введения новых ФГОС СПО выделяется из 36 часов недельной нагрузки. Данная работа проводится как внеаудиторная работа. Как и кому в этом случае будет оплачиваться данная часть образовательной услуги?

Образовательная организация получает финансирование по образовательной услуге в полном объеме из расчета 36 часов недельной нагрузки. При этом в тарификацию педагога могут быть зачтены только часы нагрузки во взаимодействии с преподавателем, а так же согласно  Приказа МОН  от  22 ДЕКАБРЯ 2014 Г. № 1601 «О ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ (НОРМАХ ЧАСОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ЗА СТАВКУ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ) ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ И О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ОГОВАРИВАЕМОЙ В ТРУДОВОМ ДОГОВОРЕ» ожет оплачиваться только проверка результатов выполнения   самостоятельной работы. Остальные средства могут быть рапределены как стимулирующая часть за работу обеспечивающую качество обучения по программе.

Внедрение ФГОС по ТОП-50 Что такое демонстрационный экзамен и с какой целью он вводится в процедуры ГИА по новым ФГОС?

Демонстрационный экзамен в рамках государственной итоговой аттестацуии - это оценочная процедура которая  предусматривает моделирование реальных производственных условий для решения выпускниками практических задач профессиональной деятельности. Целью введения данной процедуры в структуру государственной итоговой аттестации было обеспечение независимости оценочных процедур, и соотнесение результатов освоения программы с современными требованиями международного стандартам и передовым технологиям.